ДАТА

С юбилеем, долгожитель «Нива»!

5 апреля – день рождения внедорожника LADA «Niva Legend». За 45 лет изготовлено почти 2,5 миллиона автомобилей, Niva покорила все 6 континентов Земли, и во многих странах считается символом марки LADA.

Рекордсмен российский и мировой

В истории марки LADA есть немало выдающихся событий и достижений. К примеру, ВАЗ-2101 с тиражом в 4,8 млн штук является самым массовым российским автомобилем. А «Нива» – самая долгоживущая. Более того, авторитетные автомобильные СМИ включают её в тройку легковых моделей мира с самым длительным «производственным стажем»! На первом месте – Volkswagen Juke, на втором – индийский седанчик «Хиндустан Амбассадор», на третьем ещё недавно был британский «Мини», но вот теперь его место заняла «Нива».

Секрет успеха

LADA «Niva» стала первым серийным автомобилем, самостоятельно разработанным инженерами Волжского автозавода. Внедорожник создавался как автомобиль для сельских жителей нашей страны, но в итоге стал популярен по всему миру. Как она добилась такого успеха?

Дело в том, что Niva была во многом новаторской. Начав с концепции простого тентованного внедорожника с подключаемым мостом, инженеры пришли к автомобилю с цельнометаллическим кузовом и постоянным полным приводом. Комбинация технических решений была передовой для внедорожников того времени. Помимо несущего кузова и постоянной схемы 4х4, это высокооборотистый мотор, независимая передняя подвеска и передние дисковые тормоза.

В итоге Niva сочетает комфорт, оригинальный дизайн, практичность и отличную проходимость. Её по праву называют родоначальником кроссоверов – самого популярного в наши дни класса автомобилей.

Не забудем и то, что «Нива» – один из самых доступных внедорожников. Журналисты сопоставили цены за всю историю «Нивы» и сделали вывод: по всему миру у неё сохранялась и сохраняется примерно одинаковая цена, с поправкой на инфляцию и прочие скачки валют. «Нива» была и остаётся автомобилем, который способен каждому автомобилисту подарить радость поездок по бездорожью, дать уверенность в любых ситуациях.

«Нива» популярна и среди тех, кому проходимость нужна для работы и службы – ей пользуются спасатели, пожарные, медики и сотрудники других специальных структур. Они нередко сталкиваются с необходимостью экстренно реагировать на сложные ситуации, которые зачастую возникают в непогоду или в труднодоступных местах.

запуск серийного производства НИВЫ 05.04.1977год. Семушкин Валерий Павлович и Михаил Николаевич Годзинский

«Niva Legend»

Известно, что уже в 1973 году один из первых внедорожников, представленных для «смотрин» в Кремль, носил имя «Нива» – на борту автомобиля была соответствующая надпись крупным шрифтом. Слово «Нива» благозвучно на русском языке, плюс аналогичные по звучанию слова есть в английском, немецком, французском, испанском, японском, чешском, польском языках; созвучные «Ниве» слова в других языках обозначают такие вещи, как сад, поле, горизонт.

В архиве дизайнера «Нивы» Валерия Сёмушкина остались и наброски к имени будущего внедорожника, и переписка касательно названия автомобиля. При выборе имени была небольшая проблема: так уже назывался комбайн! Валерий Сёмушкин вспоминает: «Госкомитет нам прислал письмо с предложением запросить у комбайнового завода, не имеют ли они намерения распространить название «Нива» на другие классы изделий. Они ответили: ни на какие другие классы распространять название «Нива» мы не собираемся. Мы отправили этот ответ в Госкомитет, и через пару лет название «Нива» было зарегистрировано за нами».

На рубеже веков имя «Нива», а точнее Niva, было закреплено за моделью СП «GM-АВТОВАЗ». С тех пор классическая модель именовалась LADA 4х4, и 18 лет под названием Niva продавалась только модель совместного предприятия. В 2020 году имя вместе с автомобилем вернулось на АВТОВАЗ. А вскоре, в январе 2021 года, и классическому внедорожнику официально возвратили имя Niva уже с заслуженной приставкой Legend.

Экспорт

Niva быстро обрела популярность как в СССР, так и зарубежом. Автомобиль на долгие годы стал основой вазовского экспорта. Были периоды, когда до 70 % машин Niva поставлялись за границу. Машина продавалась в Японии, Англии и других странах с левосторонним движением (для этого в восьмидесятых годах выпускалась праворульная модификация). Более 700 тысяч автомобилей Niva отправлено на экспорт в сотню различных стран мира на 5 континентах, а в ряде государств (Эквадор, Греция, Украина, Казахстан) автомобиль собирался на базе машинокомплектов.

На макушке Земли

Niva покорила все 6 континентов, включая Антарктиду, где более 10 лет работала на станции «Беллинсгаузен». Казалось бы, можно ли придумать ещё какие-то рекорды? Побывать на полюсе холода? Уже были, ещё в процессе испытаний. Остаётся Северный полюс… И Niva посетила его!  В 1999 году болотоход на базе «Нивы» был доставлен по воздуху в район полюса, далее своим ходом преодолел несколько километров по ледяной шапке Северного ледовитого океана и достиг точки «Ноль». Отпраздновав это событие, участники экспедиции прошли «малую кругосветку» по всем часовым поясам. 

Niva доказала свою эффективность и в горах: в Тибете она въехала на высоту более 5 километров. В таких условиях человек уже дышит с трудом, да и автомобилю приходится несладко. Но это же «Нива»! Лавируя по склону, покрытому острыми сыпучими камнями, экипаж въехал на рекордную высоту 5726 метров своим ходом. До такой отметки на колесной технике ещё не поднимался никто в мире.

Догнать и перегнать

Одного французского гонщика по фамилии Бривуан спросили: думал ли он, выезжая на старт только что организованного ралли «Париж-Дакар», что это будет одна из самых известных гонок? Нет, конечно, не думал, – ответил он. Не думал, но дважды въехал на подиум Дакара за рулём «Нивы»!

«Нива» – лёгкая, компактная, и мы понимали, что это хорошая база для гоночного автомобиля, – вспоминал впоследствии Бривуан. – В песке у нас было явное преимущество по соотношению массы и мощности. Мы были легче конкурентов».

В 2022 году Niva снова вышла на старт ралли «Дакар», но уже в новой ретро-номинации Dakar Classic. В гонке приняло участие 4 экипажа на Niva, одна из команд под названием Red Legend Team официально поддерживалась маркой LADA.

Даже в номинации Classic ралли «Дакар» не было лёгкой прогулкой. Два экипажа из четырёх сошли из-за поломок, но «Красная легенда» прорвалась через все 12 этапов и 7800 километров!

«Нивы» всякие нужны

Благодаря своей продуманной и прочной конструкции Niva стала основой для множества вариаций. Иногда смелые эксперименты оставались лишь в виде опытных образцов, но многие превращались в самостоятельные модели, выпускавшиеся малыми партиями. Они прошли проверку временем и расширили круг фанатов. На базе LADA «Niva» выпущено множество версий пикапов, броневиков, плавучих болотоходов, минивэнов, спецмашин для полиции, медицинской службы, спасателей.  Были в истории автомобиля и уникальные проекты – от армейской амфибии до циркового автомобиля с открытым кузовом, на котором по арене ездили дрессированные медведи. И ездят до сих пор! Что недавно было продемонстрировано на представлении, посвящённом 100-летию со дня рождения Юрия Никулина – по арене цирка на ярко-розовой «Ниве» проехали медведи и их дрессировщики.

Для города и леса

В течение выпуска Niva постоянно обновляется, и сегодняшний автомобиль заметно отличается от первых «Нив». Три крупных этапа модернизации были проведены в 1993, 2009 и 2019 годах. Бережно сохраняя классический стиль, инженеры АВТОВАЗа полностью модернизировали «начинку» внедорожника. Автомобиль стал более динамичным, комфортным и безопасным. Улучшилась управляемость – как на шоссе, так и на бездорожье. Сегодня управлять «Нивой» гораздо комфортней, чем автомобилями первых модификаций. Усилитель руля, кондиционер и современное шасси – эти вещи сделали автомобиль гораздо удобней, как в городе, так и на природе.

Редакция журнала «ГОРОД» поздравляет коллектив и ветеранов автозавода и владельцев LADA «Niva». Этот автомобиль – настоящая гордость не только для Тольятти, но и для всей страны. Мы желаем «Ниве» долго жить на конвейере и становиться с годами только лучше.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *