слово редактора

Почти по Хемингуэю

Вырвалась на недельку в Питер, и впечатления, как всегда, зашкаливают. Хотя все они уместились бы в одно слово – великолепный! Несмотря на диссонанс «Антихриста» Мережковского. Сегодняшний Петербург утопает в цветах – живых! – на фоне первого снега. И зеленые ковры какой-то неведомой травы словно подчеркивают пятьдесят оттенков серого – главного цвета Северной столицы. По традиции начали с Эрмитажа, и сын с волнением в голосе показывал свой любимый дом с атлантами: «20 лет живу, и как впервые!» А мне напелся Городницкий: «…Где без питья и хлеба, Забытые в веках, Атланты держат небо На каменных руках…»

Многое чего удивило и кроме цветов. Даже в спальных районах стали строить оригинальные по архитектуре жилые комплексы. Тут же подумалось: вот бы и в Тольятти…

А вот что резануло серпом по моему читающему и почитающему классику 19-го столетия существу – это городские вывески. Считается, что они отражают уровень языкового развития общества, являются своего рода дизайн-кодом города. Кое-что побросала в копилку языковых удач и моветона.

Пулково встречал гостей культурной столицы огромным перетягом «Мясник и море». Аллюзия на «Старика и море» Хемингуэя, честно сказать, покоробила. Как и другая «мясная» тема – «Ребра и бар». А как вам «Вертимский» с пояснением «заворачиваем с любовью» (речь о шаурме)? Или пивная «Базара нет»?

Практически исчезли блинные и чайные. Русскую кухню представляла только сеть «Теремков». А вот европейских и восточных – пруд пруди. «Грузия + Италия» – коротко и ясно.

В вывесках стали изобиловать цифровые символы. «1/2 of yon» – съешь половинку себя или здесь ополовинят твой карман? Ресторан «760 метров», а неподалеку – «48 стульев».  Антикафе «12 комнат».

Вывесками реклама не заканчивается. Она расписывается на окнах, дверях. Как, например, «ХХХХ Бар» и далее: «Иди в иксы! Здесь все: Толя, Вася, Андрюша, Дима». Как говорится, без комментариев.

«Буше» предлагает «есть настоящее». «Все дома» – дает кофе с собой. «На парах» – кормят диеткотлетами.

После Москвы Питер открыл фуд-молл «Вокзал 1853». В здании вокзала съестной базар – все флаги в гости к нам. К примеру, на нашем столе на четверых оказались Италия, Вьетнам, Турция, Япония. Фастфуд, а цены… космос!

Как и у нас, процветают всякого рода пекарни. Сети «Шоколадниц», «Питерских пышек» с нарисованной на стекле ценой 18 руб. Понятно, что замануха… «Британские пекарни» – новодел. А вот кондитерская на Невском «Абрикосов» – это уже русская история семейного бизнеса.

Налицо тенденция с развернутыми вывесками – объясняющими, зазывающими. «Люди любят хлеб». Не просто «Скандинавия», а клиника внимательных людей.  ВГИМО призывает: «Не выбирайте вообще». И даже у курьера на рюкзаке: «Несу еду и хорошее настроение».

Казалось бы, что в имени тебе моем?.. Но стихи над кроватью в мини-отеле, где мы остановились, сначала удивили (гостиница и стихи?), потом согрели, а позже вызвали стойкое чувство благодарности и желания вернуться… в этот сумасшедший (по красоте и эмоциям) город!

Давно стихами говорит Нева.

Страницей Гоголя ложится Невский.

Весь Летний сад – Онегина глава,

О Блоке вспоминают Острова.

А по Разъезжей бродит Достоевский.

Самуил Маршак

На том стоим!

Ольга Варанкина, главный редактор журнала «ГОРОД»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *