ВЕРНИСАЖ

Николай Кузнецов Художник с пеной на лице?

Юбилейная выставка тольяттинского художника и дизайнера Николая Кузнецова в Музее актуального реализма – «75: новые горизонты»

Это «персоналка» на вырост. Потому что она не отсылает нас ни к возрасту, ни календарям. Ведь Николай Иванович молод.

Подвижник

Кузнецов сегодняшний без кокетства  выставляет   в первом пространстве музея свою    дипломную работу. Портрет ветерана со знаковой фамилией Солдатов. И хотя история этого полотна сама по себе уже заслуживает целого рассказа, 60 других работ Кузнецова заставляют говорить о нем очень коротко и главное.

А главное  в том, что Кузнецов – дизайнер по сути и таланту, художник по образованию и по сердцу, мощный двигатель разных культурных событий и множества инициатив в мире искусства. В общем, тому, кто придумал правильное имя ретроспективе «75: новые горизонты», пятерка  с плюсом. Потому что, по словам директора МАР Ирины Яновской, Николай Кузнецов – это «…энергия и вдохновение.  Ему на все хватает сил. Хватает энтузиазма. Он – настоящий подвижник».

Электричка «Яуза»

В юности выпускник худграфа Кубанского  государственного университета Николай Кузнецов отправился во ВГИК, чтобы найти там дверь в искусство сценографии. Тогда ни со сценографией, ни с театром у парня не получилось. Зато теперь тольяттинский театр «Дилижанс» обрел свой фирменный стиль из-под руки Николая Ивановича и его команды. А мы знаем его как человека, который вместе с Марком Демидовцевым открывал ни больше ни меньше Союз дизайнеров СССР.

Николай Иванович  считает встречу с этой личностью одним из главных событий своей судьбы. Потому  скульптурный портрет Марка Васильевича на выставке-памяти – факт, не требующий комментариев. Но когда-то, после долгого и бесполезного  хождения по коридорам ВГИКа, он узнал, что в далеком Тольятти, на  ВАЗе,  есть отдел художественного проектирования. И отправился  прямиком  к главному дизайнеру нашего автомобильного завода Марку Демидовцеву. Так началась тольяттинская биография сегодняшнего юбиляра. В ней, между прочим,  было не только пятнадцать лет служения автомобилям, но и невероятный прорыв на ту самую Яузу. Потому что однажды вместе с командой из центра стиля он   создавал уже не только автомобильную историю завода, а, выиграв государственный конкурс, сотворил  для Московского метрополитена образ новой электрички. Ее нарекли «Яузой». Потому что   одноименная  речка пересекала территорию завода в Мытищах, где  электропоезд сошел на рельсы метрополитена.

GOOD утро

С завода Кузнецов ушел и  десять лет руководил  кафедрой живописи в Самарском филиале московского института туризма и сервиса. Все с тем же энтузиазмом и искренним интересом. А когда кафедру закрыли,  в жизни вдруг образовалось короткая, но движущая художника  вперед эпохальная пустота. И так  случилось еще одно знаковое событие в его судьбе. Нет, я вовсе не о том, что в тот момент он впервые сбрил бороду и обрезал длинные волосы, хотя и это тоже заставило его по-новому посмотреться в зеркало и увидеть новую личную «эпоху». Было это в 2013  году. Тогда-то у него и появился триптих «Время» с  первой работой «Утро».

– В тот момент  мою работу взяли на выставку  под эгидой Российской академии художеств «Красные ворота. Против течения». А потом  ту же работу увидела Александра Щербина из отдела современного искусства Тольяттинского художественного музея и сказала: «Это интересно. Надо делать выставку». Выставка случилась. В тот момент, видимо, и произошла смена эпох.

Знаменитый теперь уже автопортрет бреющегося художника с пеной на лице обратил на себя внимание  академиков Российской академии художеств, и Николай Иванович  получил за эту работу  премию имени Репина. (вынос, маркер). А немного позднее,  на конкурсе портретов в Копенгагене,  вновь вышел с «бритьем эпохи перемен» в призовой финал.

Он писал и писал.Писал портрет первого генерального Виктора Полякова. Писал Че Гевару и Сталина, Эйнштейна. Писал незнакомых прохожих и девушку из метро. «Мои портреты – это мысли о человеке и его времени. Я называю это этическим реализмом, в котором главное – именно человек».

Горизонты нужны

У Кузнецова нет каникул. Он везде. С ним интересно говорить. Он меняется и открывает новое.  Новые горизонты  по силам и по характеру.

Текст: Марта Тонова

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *