АКТУАЛЬНО

«STOP BULLYING! или ШКОЛА БЕЗ АГРЕССИИ»

Круглый стол журнала «ГОРОД» и АБ «FORTIS».

Так выглядит буллинг глазами 15-летней школьницы. Она подвергалась травле с 1 по 7 классы. Рисунок сделан во время сеанса психотерапии (рисунок публикуется с разрешения автора). По данным аналитиков, жертвами унижений становятся 27,5% современных российских учеников*. В апреле журнал «Город» организовал на площадке думы г.о. Тольятти круглый стол, на котором прошло обсуждение проблемы и презентация проекта «Stop bullying или школа без агрессии». Его разработала инициативная группа, куда вошли сотрудники адвокатского бюро «Fortis» Вячеслав и Светлана Земчихины и руководитель центра семейной психологии Ирина Тюшевская. Оценку проекту и предложения по его реализации в школах губернии дали эксперты различных направлений.

*«Агрессия и буллинг в школьной среде», исследование Лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ, 2019 г.

В ТРАВЛЕ ОДНОГО СТРАДАЕТ ГРУППА

Идейный вдохновитель проекта «Stop bullying» Ирина Тюшевская, психолог с 20 — летним стажем, сталкивается с последствиями школьной травли каждый день в своём кабинете. По её мнению, 7 из 10 детей находящихся в  депрессии, страдают из-за унижений в классе. Нередко они наносят себе различные самоповреждения, чтобы через физическую боль избавиться от боли душевной. О силе такой боли до критического момента никто из окружения ребёнка может не догадываться. Рассказать взрослым о том, что его унижают в школе, как правило, страшно и стыдно. Часто родители уже после выпускного узнают, что истинная причина плохой успеваемости и нежелания идти на учёбу крылась в отношениях с одноклассниками.

Поэтому главная задача проекта – начать говорить об этой проблеме в школах, не замалчивать её. Донести до детей, что терпеть унижения не нужно. Подсказать, как и кому безопасно сообщить о травле, чтобы не усугубить ситуацию, а разрешить проблему.

ИРИНА ТЮШЕВСКАЯ:

Говорить со школьниками о причинно-следственных связях сложно, но реально. В 8-9 лет не все дети осознают последствия поступков, которые кажутся им вполне безобидными. Важно донести, к чему может привести ситуация, если кто-то начнёт травить, например, соседа по парте: каждый день в течение годаговорить ему «ты вонючка». 

Соавтор проекта «Stop bullying» предлагает организоватьтематические встречи со школьниками, родителями и учителями. Проводить обучение педагогов, дать им необходимые знания и навыки по коллективной психологии. «Ведь травля – не проблема личности, – говорит Ирина Тюшевская. – Травля – это всегда проблема группы. И решать её нужно, чётко понимая, какие процессы в ней происходят». По мнению психолога, учителю необходимо знать, какраспознать зачатки буллинга и уметь отличить его от неизбежных конфликтов, которые случаются в каждом коллективе.

Да, дети есть дети – они будут шалить. Подростки есть подростки, уровень их агрессии достаточно высок, и это нормально. Мальчишки всегда дрались и будут драться. Мы не может просто зайти в класс, как кот Леопольд из советского мультфильма, и сказать: «Ребята, давайте жить дружно!» – это не сработает. Но мы можем научить их управлять этойагрессией, потому что она нужна для развития личности и выстраивания границ. С травлей другое дело. Отличить её от обычных групповых конфликтов можно по длительности и единству ролей. То есть в обычном конфликте всё протекает довольно гибко – сегодня я у тебя отнял карандаш и три дня тебя дразнил, завтра ты в меня бросаешь линейку и два дня со мной не разговариваешь. Роли меняются. Если речь идёт о буллинге, то жертва находится в этой роли постоянно и в течении долгого времени. Она испытывает регулярные унижения или игнорирование остальными участниками коллектива, возможно, физическое насилие. И страдает от этого весь класс. Даже те дети, которые не участвуют напрямую в травле, но являются её молчаливыми свидетелями.

ИринаТюшевская уверена, в этой коллективной истории принципиально важна роль учителя как лидера группы. Он должен быть не авторитарным, но авторитетным. Чётко обозначить позицию: «в моём классе травля недопустима». Подготовленный учитель – связующее звено между школьным психологом и учениками. Одному специалисту сложно контролировать 1000–1200 детей и подростков. Но если учитель заметит в своём классе неладное и вовремя сообщит психологу и родителям, это поможет избежать трагедии.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Последствия буллинга по роду деятельности наблюдает и соавтор проекта, адвокат Вячеслав Земчихин. Он защищает жертв травли в судебных разбирательствах. Вячеслав Валериевич озвучил положения той части проекта «Stop bullying», в которой говорится о правовом просвещении школьников, о донесении до них информации об административной и уголовной ответственности за слова и поступки.

ВЯЧЕСЛАВ ЗЕМЧИХИН:

Когда мы обсуждали проект, думали: стоит ли детей пугать? И пришли к выводу, что юридическая ответственность это не страшилки, а реальность. В случае серьёзного инцидента школьники именно с ней и столкнутся. Так что элемент опасения решили оставить. Не сгущать краски, а информировать, какую ответственность за поступки ребёнка несёт родитель, какая ответственность наступает для подростка с 14 и 16 лет это уже и уголовные статьи с реальными сроками заключения. Также мы хотим объяснить конкретные общественные и юридические механизмы, которые можно использовать для борьбы с буллингом.  Разработать методические пособия по профилактике травли в школах, распространить их в учебных заведениях области, в том числе на их электронных площадкахи среди родительских комитетов.

Финальный этап проекта«Stop bullying» – создание обучающего фильма. Его планируют снимать по итогам первого этапа проекта – непосредственной работы в школах, когда проблема станет понятна, что называется, изнутри, со всеми тонкостями и нюансами. Этот фильм, поясняет Вячеслав Земчихин, объединит опыт специалистов разных направлений, расскажет о методах борьбы с буллингом и его профилактике языком, максимально понятным для школьной аудитории. Картину планируют распространить среди школ региона для просмотра, например, на внеклассном часе.

ДОСТУЧАТЬСЯ ДО РОДИТЕЛЕЙ

После презентации проекта «Stop bullying» по теме высказались приглашённые участники круглого стола. Это депутаты, сотрудники органов внутренних дел, психологи, представители учебных заведений. Никто не стал отрицать наличие проблемы буллинга в российских и, в частности, тольяттинских школах.  Инициаторов проекта поддержали в их стремлении внести свой вклад в её решение, озвучили пожелания, предложения и опасения.

Директор тольяттинской школы №90 Виталий Подоляко  попросил сделать проект более конкретным и измеримым, чтобы можно было оценить его эффективность. Как руководитель учебного заведения, он хотел бы получить дополнительную поддержку в виде готового инструментария по работе с проблемой буллинга.

Нейропсихолог Ольга Гамалина  солидарна с авторами проекта  в том, что учитель должен уметь выстраивать границы и вводить правила. Но делать это грамотно может только осознанный взрослый человек. А по ее наблюдениям, не все взрослые — взрослые. Многие из них сами психологически не созрели. Ольга Владимировна предлагает больше внимания уделять внешкольной деятельности, искать для детей общие конструктивные цели вне учебы и заменять ими деструктивное объединение против кого-то.

Главный редактор журнала «Город» Ольга Варанкина высказала мнение, что травля в школах – отражение общества и тех процессов, что в нём происходят: усиление агрессии, бездуховность, разрушение традиционных ценностей. И как бы грубо ни звучало – верна народная поговорка:«зеркало не виновато, коль рожа кривовата».

Эту тему поддержала и углубила куратор межведомственного проекта рабочей группы по профилактике деструктивного поведения подростков Тольятти, психолог Галина Муканина. Она отметила основополагающую роль родителей в формировании позиций агрессора и жертвы. Помочь школьнику выйти из этих моделей поведения – а к ним приводит глубокая психологическая травма, которую ни ребёнок, ни взрослый не осознают – может только специалист. Галина Валентиновна предложила направить силы на помощь школьным психологам, чтобы разгрузить их от рутинной работы, и дать возможность проводить индивидуальные консультации с родителями. Также она обратила внимание инициаторов проекта «Stop bullying» на то, что поднимать такие темы в среде учеников надо с большой осторожностью, тщательно выбирать материал и выражения, чтобы не спровоцировать повышенный интерес к теме у тех, кто с травлей не сталкивался.

Психолог Татьяна Сычева поделилась, что в школе она сама была жертвой буллинга. Избавиться от детских травм ей помогла длительная терапия. Ее дочери снять напряжение со сверстниками помог мужчина-наставник – дело было в кадетском классе. Он поговорил с учениками о дружеском плече, взаимной поддержке и силе команды. Сделал это не назидательно, а с позиции равного. По мнению Татьяны Михайловны многие взрослые совершенно не понимают, что происходит с детьми в подростковый период, почему не стоит требовать от них высоких оценок и как направить их агрессию в мирное русло. Она предложила использовать в проекте собственные наработки по программе осознанногородительства. 

Мысль о том, что надо в первую очередь достучаться до родителей, поддержал и помощник прокурора Тольятти, Никита Вачков. Он напомнил, что по закону без разрешения родителей с детьми невозможна иная работа, кроме образовательной. А это камень преткновения всей противобуллинговой истории. Даже если ученик постоянно «кошмарит» одноклассников, а мама с папой против работы с психологом, с этим ничего не поделаешь. Иногда помощь специалиста явно требуется и самим родителям, но принудительное консультирование в законодательстве РФ также не предусмотрено. Долю скепсиса Никита Вачков высказал и по поводу лекций в школах. Считает, что дети не особенно к ним прислушиваются. Единственный раз, когда после такой встречи, по словам учительницы, все, кто курил, тут же бросили, случился, когда Никита Васильевич привёл в класс наркомана. И тот честно рассказал, как зависимость привела его к инвалидности и тюрьме. Но не все в родительском и педагогическом сообществе поддерживают такой жёсткий подход.

О важности найти со школьниками общий язык, научиться общаться на равных, а не с позиции взрослого, говорил и модератор круглого стола, адвокат Алексей Кокин. Как отец четверых детей и член школьных родительских комитетов, он рассказал о непростом пути налаживания контакта с учениками разного возраста. По мнению Алексея Валерьевича, надо сначала выстроить с детьми и подростками доверительные отношения, а потом говорить на серьёзные проблемы и темы. Иначе не сработает.

ШКОЛЬНИКОВ МИРЯТ ШКОЛЬНИКИ

Любопытным практическим опытом по профилактике буллинга поделилась заместитель директора «Лицея № 57» Светлана Мигда. В учебном заведении в прошлом году создали школьную службу медиации, то есть примирения. Подготовили четырёх волонтёров из числа семиклассников – они разрешают конфликты сверстников и младших детей.

СВЕТЛАНА МИГДА:

У нашей молодой школьной службы примирения уже есть первые успехи наша команда заняла 3 место в межрегиональном проекте с международным участием по профилактике буллинга «Практика и инновации». Ребята завершили миром уже 6 восстановительных программ. Работа идёт как индивидуально со сторонами конфликта, так и в группе. Также с учениками начальных классов мы проводим профилактические программы по материалам Ассоциации школьных служб примирения Самарской области, в которую входим.

По инициативе школьного психолога, в следующем учебном году в лицее откроют плейбек-театр. Он построен на выступлениях-импровизациях актёров по личным историям зрителей. В  основе такого действа – человеческие чувства и эмоции. По мнению Светланы Мигды, это поможет детям безопасно выражать себя, а педагогам – распознать возможный конфликт на стадии зарождения.

НЕ НАВРЕДИ !

Итоги круглого стола подвела депутат Самарской губернской думы Екатерина Кузьмичева.

ЕКАТЕРИНА КУЗЬМИЧЕВА:

Понятно, что проблема буллинга в школах это огромный пласт, который невозможно вот так взять одной лопатой и перевернуть. Думаю, сегодняшняя встреча это отправная точка работы, которая должна быть системной и последовательной.

Борьбу с буллингом — в законное русло -вставка

ЕКАТЕРИНА КУЗЬМИЧЕВА:

Проект необходимо тщательно проанализировать не одним, а группой психологов, директоров школ, чтобы чётко понимать, что можно, а что нельзя, и помнить про главный принцип – не навреди! При этом мы должны соблюсти все правовые нормы. Я жду конкретные предложения в адрес Самарской Губернской Думы, чтобы рассмотреть эти вопросы на профильном комитете, нужны ли изменения в законодательство или комплекс мероприятий? А, может, это будет полноценная городская программа?!

Дальнейшую работу попроекту«Stop bullying» решили продолжить в малых группах с учётом мнений и пожеланий участников круглого стола.

ВЫНОСЫ:

Буллинг (от англ. bullying – запугивание) в школе это систематическая травля ученика одноклассником или коллективно, применение к нему психологического и/или физического насилия, что вызывает длительный стресс и может привести к проблемам со здоровьем.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА «STOP BULLYING»:

•Информационное освещение на территории Самарской области и других регионов страны проблемы травли в школах и методов борьбы с ней;

•Помощь школам Самарской области в профилактике и борьбе с буллингом.

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА:

•Информационно-просветительская работа;

•Освещение методов борьбы и выходов из ситуации травли;

•Разработка опорного методического материала.

СТАТИСТИКА:

По данным ВЦИОМ от 26.07.2021, почти каждый пятый россиянин (18%) оказывался жертвой травли. 16% были свидетелями травли знакомых, близких или родственников. 3% признались, что были инициаторами или участниками травли.

Среди тех, кто сталкивался с травлей, 2% в возрасте 36 лет, 10% в возрасте 710 лет, каждый четвёртый (26%) в 1114 лет, каждый пятый (20%) в 1517 лет. Половина (53%) столкнулись с травлей уже во взрослом возрасте, после 18 лет.

По мнению экспертов федерального проекта «Травли.Net», дети бывших агрессоров становятся инициаторами травли в семь раз чаще, чем дети жертв или свидетелей травли. Дети жертв травли с большей вероятностью окажутся в такой же роли, чем дети родителей с другим опытом.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *