ВЕЗЁТ тому, кто ВЕЗЁТ

06.12.2021 13:11

#ДЕЛО

Дорога длиною в год – яркая и урожайная

Символичное совпадение: наше интервью с генеральным директором АО «АВТОВАЗТРАНС» Николаем Спиваковым состоялось 4 октября, в день, когда предприятию исполнилось ровно 55 лет. Факт налицо: в октябре 1966 года в дирекции ВАЗа вышел приказ о создании транспортного отдела. А в 1970 году эта структура стала транспортным управлением Волжского автозавода. История крупнейшего автотранспортного предприятия в Самарском регионе сложная и интересная.
В беседе с Николаем Николаевичем Спиваковым мы говорили не только о его работе, но и о тех ценностях, на которых держится мир, – деловых, семейных, духовных.

Погружение в «сердцевину»

 


Октябрь – знаковый месяц в Вашей жизни. Интересное совпадение: ровно год, как Вы возглавили АВТОВАЗТРАНС, и исполнился один год со дня рождения Вашей дочери Афины. Каким выдался этот год?

– Это год год погружения. Личного погружения в рабочие процессы АВТОВАЗТРАНСа, так как я стараюсь всё постичь сам. Быть может, это не совсем нормальная тактика. Другие руководители говорят, что при таком подходе можно сойти с ума от вала информации. Несмотря ни на что, я это сделал и, можно сказать, достаточно успешно.

– Это высокая степень недоверия («доверяю только тому, что познал сам») или перфекционизм?

– Перфекционизм – личная черта, можно сказать, болезнь. А здоровая степень недоверия должна присутствовать всегда. На любом предприятии есть внешние и внутренние недоброжелатели, и хороший руководитель должен о них знать и чувствовать ситуацию.

– Что в результате изучения проблем АВТОВАЗТРАНСа Вы узнали и какие выводы сделали?

– Предприятие, как дерево, «обрастало корой» много лет, и «коры» стало больше, чем «сердцевины». Избыточная численность, «непричёсанный» парк (много старых автомобилей, которые уже не используются, но за них платим налоги), непрозрачная система оплаты труда. Непрозрачная не в плане криминальном, а в том, что не совсем понятна работникам в плане мотиваций. Вывод, между тем, сделал такой: предприятие живое, перспективное. И мы делаем всё для стабилизации и совершенствования работы: избавляемся от старой техники, закупаем новую. Пересматриваем систему оплаты труда. Следуя европейской практике, подключаем аутсорсинг.

Дивиденды – не мечта, а норма 

Главные события и результаты в деятельности АВТОВАЗТРАНСа за «спиваковский» год – это..?

– Мы начали диверсификацию портфеля заказов. Даже удивительно, почему это не делалось на предприятии почти целое десятилетие. В августе этого года АВТОВАЗТРАНС получил контрольный пакет заказов по перевозке товарных автомобилей. Став генеральным перевозчиком АВТОВАЗа, понимаем, какая ответственная на нас возложена миссия. Для меня лично – это дело чести. Замечу, что на новые автовозы мы потратили порядка 200 млн рублей. Пожалуй, это самая крупная сделка с 2012 года точно. А самое главное – мы начали получать сторонние заказы, солидные, контрактные. Оптимизацию на самом предприятии рассматриваю как наведение должного порядка.

– Кто из руководителей автозавода – бывших, нынешних – являлся для Вас учителем и примером?

Я очень благодарен Андрею Викторовичу Зубкову, моему руководителю в период работы на АВТОВАЗе, сейчас он является заместителем директора по безопасности начальником управления по экономической безопасности АВТОВАЗа. Также я благодарен экс-начальнику контрольно-ревизионного управления Елене Викторовне Малете. Это два руководителя, которые помогли мне достойно пройти вазовскую школу жизни.

– Что удалось сделать за этот год пошагово?

Быть может, это небольшие шаги, но для нас крайне важные. Советом директоров была поставлена задача провести оптимизацию персонала. Мы сделали первый шаг, сократив 21 процент ИТР. В следующем, 2022 году, отдел организации труда и кадров будет осуществлять в подразделениях хронометраж рабочего дня, на основании чего проведём вторую волну оптимизации численности. Ещё одно значимое достижение – мы научились зарабатывать. За 8 месяцев этого года получили прибыль, значительно превышающую показатели прошлых лет. Конечно, цыплят по осени считают…

– Перспективы развития предприятия – что в них есть первоочередное, обязательное, и что из разряда желаемого?

Самый важный момент – капитализация. Хотелось бы начать выплачивать акционерам дивиденды, и это не мечта, а нормальная вещь с точки зрения руководителя. Поскольку одна из главных задач –привести чистые активы в соответствие с уставным капиталом, получать чистую прибыль и выплачивать дивиденды. И для этого имеются все предпосылки. АВТОВАЗТРАНС становится современным предприятием европейского уровня.

Ключ к будущему 

– А что необходимо для того, чтобы Ваше предприятие получило заказы на международные перевозки?

– Самое сложное – найти для таких перевозок квалифицированных опытных водителей. Причем это отраслевая проблема: если раньше не хватало 10-15 процентов таких водителей, то сейчас этот уровень приближается к 45. Для решения этой проблемы должны быть учебные заведения, которые учат водителей такого класса. Но, к сожалению, молодёжь сейчас предпочитает идти в сферы IT-технологий, и романтика дальнобойщиков их не очень привлекает.

Говорят, Черчилль мог назвать до сотни сотрудников из своего окружения по имени и даже их домочадцев. А в Вашей памяти их много?

– Не считал, если честно, но, однозначно, знаю многих сотрудников по имени, отчеству. Кстати, есть и другие примеры тактики руководителя. В свое время вице-президент АВТОВАЗа Полина Гришина могла, минуя все ступени служебной лестницы, позвонить напрямую рядовому специалисту. Это всегда держало в рабочем тонусе вышестоящих руководителей. Я иногда тоже так поступаю, когда это необходимо.

– Какие ценности, в том числе семейные, Вы отмечаете и приветствуете в своих сотрудниках?

Классические ценности – порядочность, уважение ветеранов. Но никогда при приёме на работу сотрудника не задаю вопросы о религии, партийности, – считаю их глубоко личными. Интересуюсь, конечно, есть ли у человека семья, дети, интересы, хобби.

– Свой рабочий день начинаете – в кабинете или..?

Обычно сначала объезжаю территорию, смотрю, в каком состоянии транспорт, – эта привычка у меня появилась еще в РТ «Логистика».

– Производственные проблемы Вы оставляете за порогом дома или… не получается?

Дело в том, что я и дома могу работать. Отключить этот процесс невозможно. Так не бывает. Я не верю в это, как не верю и в идеальный тайм-менеджмент.

  Рождение дочери, наверное,  – самое доброе событие года?

  Безусловно! Но не случайно моя жена говорит, что первого нашего ребёнка «забрала» компания РТ «Логистика», а второго «заберёт» компания «АВТОВАЗТРАНС». К сожалению, я не помню, как рос сын, поэтому на этот раз постараюсь избежать такой ошибки. 

Если жизнь предоставит шанс перейти работать в другую сферу, допускаете ли Вы такую возможность?

– Если это будет интересно и перспективно, почему нет?!

 АРХИВ ЖУРНАЛОВ

Читайте также:

Высота Игоря и Веры Зайцевых...
10.08.2019 14:07
Весна в «Августе»...
10.08.2019 14:59
Crossовер – красавчик и трудяга...
10.08.2019 15:08
Владимир Анисимкин: «Радио-инструмент, бьющий точ...
10.08.2019 15:24
Как «Нива» стала «Шнивой»...
11.08.2019 20:41
КОД ПОКОЛЕНИЯ...
11.08.2019 21:29
Провайдер и блогер: их объединяет цифра...
11.08.2019 21:54
Аскеза с ягодкой на торте ...
11.08.2019 22:15
Люди города-2019 ...
12.08.2019 09:09
Люди ГОРОДа – 2019...
12.08.2019 09:14

Количество просмотров: 4638