Система

21.10.2019 14:59

#ДЕЛО

Уже 9 лет я работаю в сфере образования и, признаться, каждый год 1 сентября задаюсь вопросом: как я здесь оказался?

За все это время было пережито многое: школьные реформы, тотальное введение ЕГЭ, работа с «трудными» детьми, участие в методической работе, выездные мероприятия, олимпиады и чемпионаты, семинары и симпозиумы. Я прошел университеты и колледжи, прокурорские проверки и министерские запросы. Все это большой и тернистый путь потерь и приобретений веры в то, чем ты занимаешься. И каждое 1 сентября я ищу последние крупицы внутри на последнее - эту самую веру. 

Мы отдаем своих детей в эти стены, доверяя системе, которой мы безразличны. Системе, вскормленной на сватовстве, взяточничестве и постоянном страхе перед внешним миром. Системе, беспощадно разрушающей любое инакомыслие. Системе косноязычной, замкнутой и архаичной. Системе образования.

Здесь работают добрые и светлые люди, бескорыстно отдавая годы своей жизни, вечера с собственными детьми, их праздники и дни рождения. Работают, забывая о собственных нуждах, теряя здоровье и молодость, влюбляясь и разбивая себе сердце на каждом своем выпускном. 

Здесь работают черствые и прагматичные эгоисты, что считают последние минуты урока, уткнувшись в телефон перед полным классом горящих и жадных до новых знаний глаз. Знаний, что передать они не могут. Знаний, которыми они никогда не обладали.

До недавнего времени понятия «конкурс» на обучение по педагогическому направлению не существовало, проходные баллы на бюджетные места таких факультетов были просто смехотворны. Чтобы поступить в педагогический, не нужно сдавать экзамены на 100 балов, достаточно вполне среднего балла. Профессия с 90-х годов стала настолько непопулярной, непрестижной и неприбыльной, что сегодня мы столкнулись с огромным дефицитом квалифицированных кадров. Опыт советской подготовки частично спасал положение, но на рубеже нулевых естественным путем практически иссяк. Учителя учить некому.

Но система стоит прочно, оперативно спуская нормативы, стандарты и распоряжения. Пытаясь ухватить стремительно уходящее из-под контроля подрастающее поколение. Они не стали хуже, они стали лучше, чем мы. Они, в отличие от нас, не доверяют социальным нормам взаимоотношений, их все сложнее обмануть. Проблема в упущении подростка - не в нем самом, а в наставнике, что был с ним рядом. Уважать, равняться, тянуться просто стало не к кому.

Портрет учителя в глазах среднестатистического созревшего старшеклассника - это портрет неудачника.





Но система работает не так. Системе нужен результат, а не процесс, системе нужны четкие и понятные цифры высоких баллов, призовые места, высокие показатели эффективности. И они появляются: мы регулярно отчитываемся о повышении качества прохождения аттестации, занимаем первые места на всевозможных олимпиадах и чемпионатах, рапортуем о повышении заработной платы педагога, но какой ценой?




Оклад преподавателя – показатель, на основе которого и производятся все дальнейшие расчеты заработной платы, не менялся с 2003 года, и это около 7000 рублей по Самарской области. Все остальное – надбавки, стимулирующие выплаты, переработки, совмещение должностей, дополнительная нагрузка.  Много ли времени, сил и желания остается на само образование после 18 часового марафона  уроков, проверок и отчетов? Мы уже просто привыкли. Система работает.

Адаптируется и оценка результатов, за все эти годы мы прекрасно научились готовить к экзаменам, правда, никаких знаний за пределами оценки уместить уже не получается. Система работает.

Мы первые среди самих себя. Награждаем друг друга по очереди в придуманных нами же играх по написанным нами же правилам.  Система работает.

Пока где-то наверху нам говорят про цифровую экономику, новые технологии педагогики, электронные журналы и профессии будущего, мы каждый день видим старые добрые учебные классы с местечковым ремонтом, меловой доской и деревянными партами. 

О будущем остается только мечтать и по-доброму завидовать более успешным коллегам,  выбранным в качестве плакатов системы.

Не все так плохо, это тоже правда: есть и современные кванториумы, и прекрасные молодые кадры в образовании. И школы с новым подходом к обучению. Вот только видим мы их, увы, чаще по телевизору, мечтая хотя бы о проекторе и интерактивной доске в своем кабинете.

Нам советуют уходить в бизнес, но, по-моему, бизнес уже пришел к нам. Суровая экономическая реальность нового времени постепенно превращает образование из инвестиций в заем государства, и каждый год мы будто выходим на войну с коллекторами, вместо того чтобы спокойно работать.

Сейчас я допишу последние строки, прозвенит звонок, и я снова зайду в аудиторию. Мы будем много говорить и обсуждать, спорить и доказывать. Я постараюсь немного пошутить, строго пожурю неподготовленных к теме. А после снова вернусь в систему, ведь она все равно будет работать со мной или без меня. 


Читайте также "С благословения великой Майи"

Читайте также:

Весна в «Августе»

Как завод кондиционеров уходит от «чистой» сборки

10.08.2019 14:59:43 38
Читать полностью...

Владимир Анисимкин: «Радио-инструмент, бьющий точно в цель!»

История каждого человека – это история случайностей или история любви.

10.08.2019 15:24:40 35
Читать полностью...

Как «Нива» стала «Шнивой»

Тандем русского и зарубежного ноу хау

11.08.2019 20:41:28 35
Читать полностью...

КОД ПОКОЛЕНИЯ

Радость дарящая

11.08.2019 21:29:17 32
Читать полностью...

 АРХИВ ЖУРНАЛОВ