26.10.2021 08:43
#ДЕЛО
Зрительная экология
– Каковы истоки удачного дизайна «Нивы», которая прославила ВАЗ и Тольятти на весь мир?
Валерий Сёмушкин: «Все идет из детства. Мне было лет семь, когда увидел, как на золотом пшеничном поле трактор тащит комбайн. Грохот, скрежет неимоверный – и полный диссонанс с природой! А такого быть не должно… Автомобиль, да и любая техника не должны нарушать то, что я называю зрительной экологией – гармонией с природой».
– Что означают АВТОВАЗ и Тольятти в вашей судьбе?
Валерий Сёмушкин: «После окончания Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухинойя приехал в Тольятти и 7 сентября 1971 года был принят на ВАЗ в Центр стиля. Карьера меня тогда мало волновала. Просто всю жизнь занимался любимым делом – разработкой дизайна автомобилей. До «Нивы» и после были другие модели, некоторые из них выставлены в музее завода. 38 лет, отданных ВАЗу, стали для меня действительно счастливой судьбой – и профессиональной, и личной».
Николай Спиваков: «Тольятти для меня, конечно, значит многое. В этот город мы с родителями переехали, когда мне было 12 лет. Здесь я учился в школе, окончил ПТИС по специальности «Экономика и управление предприятий». Работал на АВТОВАЗе, а также в компаниях, занимающихся логистикой. 7 октября 2020 года стал руководить АО «АВТОВАЗТРАНС».
Вазовская братство
– В чем прослеживается историческая связь АВТОВАЗа и АВТОВАЗТРАНСа?
Николай Спиваков: «Наше предприятие изначально было транспортным подразделением АВТОВАЗа. В 2012 году было принято решение о передаче АВТОВАЗТРАНСа в Госкорпорацию «Ростех». С тех пор АВТОВАЗТРАНС развивается самостоятельно. Разумеется, связь с АВТОВАЗом не прерывается. Мы являемся самым крупным поставщиком услуг по логистике и генеральным перевозчиком АВТОВАЗа. До недавнего времени выполняли перевозку запасных частей для заводских конвейеров, а с 16 августа этого года также стали перевозить и товарные автомобили в регионы. В настоящее время мы обеспечиваем 99 процентов перевозок АВТОВАЗа».
– Какие вазовские традиции поддерживает коллектив вашего предприятия?
Николай Спиваков: «Первое – это поддержка ветеранов труда, которые отдали заводу и городу практически всю жизнь. Старожилы помнят трудные для АВТОВАЗТРАНСа времена, когда задерживалась зарплата, люди бежали с предприятия и было не до социальных программ. Сейчас многое изменилось. Предприятие является прибыльным, и это благотворно сказывается на социально-экономической ситуации. У нас нет проблем с выплатой заработной платы. У нас работают только высококвалифицированные специалисты. Еще одна традиция: мы поддерживаем отечественного автопроизводителя – используем служебные машины только вазовского производства. В основном это модели «Лада Веста».
«Нива» – непобедимая и легендарная
– Николай Николаевич, почему ваше предприятие выдвинуло на премию Валерия Павловича Семушкина в номинации «Человек-легенда»?
Николай Спиваков: «Мы гордимся тем, что в нашем городе живут такие выдающиеся люди. Дизайнер Валерий Павлович Сёмушкин входит в пятерку создателей «Нивы». Это легендарный автомобиль и легендарная команда».
– Валерий Павлович, пожалуйста, назовите эту великолепную «пятерку».
Валерий Сёмушкин: «В число главных разработчиков нашего внедорожника вошли: главный конструктор ВАЗа и автомобиля «Нива» Владимир Сергеевич Соловьев, ведущий конструктор-компоновщик Петр Михайлович Прусов, руководитель конструкторского отдела Лев Иванович Вихко, главный дизайнер Марк Васильевич Демидовцев. Мне довелось стать автором дизайна «Нивы».
– А кто придумал название «Нива»?
Валерий Сёмушкин: «Название «Нива» было уже в первых эскизах и макетах автомобиля в 1971 году, ав 1974-м я предложил его для оформления заявки на регистрацию международного товарного знака. Такое же имя тогда носил отечественный комбайн. Из-за этого были сложности с регистрацией. Но про комбайн давно забыли, а автомобиль-долгожитель здравствует до сих пор».
Количество просмотров: 380