Как «Нива» стала «Шнивой»

11.08.2019 20:41

#ДЕЛО

Тандем русского и зарубежного ноу хау

История развития уникального предприятия «ДжиЭм-АВТОВАЗ» — не только региональная, но и мировая. 

Не случайно идея экскурсии на совместное предприятие «Дженерал Моторс» и АВТОВАЗа (подчеркнем, единственное в России совместное предприятие GM после ухода американцев с российского авторынка!) пришлась по душе членам Стратегического совета журнала «ГОРОД». Участникам выездного заседания совета было интересно посмотреть, как рождаются автомобили «Шевроле-Нива». Процесс этот филигранный, недаром внедорожники производства «ДжиЭм – АВТОВАЗ» славятся своим качеством и надежностью.

Американский приемыш?

…В истории предприятия есть не просто дата, а ДАТИЩА. 27 июня 2001 года представителями General Motors, АВТОВАЗа и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на территории АВТОВАЗа было подписано генеральное соглашение о создании предприятия.

Сенсация в том, что ВПЕРВЫЕ в истории мирового автопрома наш российский проект — новая «Нива», или ВАЗ-2123, — был востребован иностранным предприятием, и наше ноу-хау было приобретено американцами с условием, что АВТОВАЗ более не сможет использовать бренд «Нива» ни при каких обстоятельствах. Впрочем, этот запрет наши автопроизводители затем обошли с помощью ребрендинга, переименовав все «Нивы» в LADA4х4. 

В тот момент мне довелось взять интервью у отца «Нивы», главного конструктора АВТОВАЗа Петра Михайловича Прусова и задать ему вопрос, волновавший всех вазовцев:

—Не обидно ли нам отдавать такую оригинальную модель в совместное предприятие? 

— Конечно, обидно. Автомобиль получился очень удачным, — ответил Петр Прусов. – Хотя и нелегко создавался. Но теперь задумайтесь, что лучше: пусть он годами лежит «на полке» или все-таки производится? Конечно, я понимаю, что это дитя в «СП» — как в чужой семье приемыш. Он может быть лучше «одет-обут и накормлен», но у меня все равно остается щемящее чувство: «Будут ли его любить так, как мы?» Хотя приятно то, что впервые в мировой практике при создании СП берется на производство автомобиль, сделанный в СССР… 

К словам Петра Михайловича Прусова (увы, ушедшего из жизни в 2017 году) нужно добавить, что огромная заслуга в создании проекта «Нива-2123» принадлежит дизайнеру Валерию Павловичу Сёмушкину (Сёмушкин создал дизайн-проекты старой (ВАЗ-2121) и новой («Нивы-2123») и ведущему конструктору проекта 2123 Валерию Ивановичу Доманскому (к сожалению, он ушел из жизни в 2018-м). 

История «Шнивы» в цифрах и фактах

Первый автомобиль Chevrolet NIVA сошел с конвейера 23 сентября 2002 года. Комфортный, надежный и безопасный внедорожник сразу завоевал признание автомобилистов. Всего с начала производства (2002 г.) реализовано свыше 686 тысяч автомобилей Chevrolet NIVA, в том числе более 48 тысяч — в страны СНГ.

Общая площадь ЗАО «ДжиЭм-АВТОВАЗ» составляет более 137 тыс. кв. м, а площадь главного сборочного конвейера «ДжиЭм-АВТОВАЗ» — 2352 кв. м. За смену производится 146 автомобилей.

В настоящее время на предприятии работает 1100 человек. Любопытно, что единственный иностранец среди тольяттинских «джиэмовцев»  — генеральный директорЗАО «ДжиЭм -АВТОВАЗ» Ромуальд Рытвински. 

А в чем основное отличие совместного предприятия от его главного партнера — АВТОВАЗа?

Ответ «джиэмовцев» прост: у них очень компактное и эффективное производство, где технологии выверены до миллиметра. Причем в отличие от «соседа-партнера» здесь нет расширенного модельного ряда. Базовая модель «Шевроле-Нивы» сейчас имеет шесть комплектаций, включая, к примеру, опцию «шнорхель» или по-простому  — внешний воздухозаборник. 

И еще один поразительный факт: за 16 с лишним лет выпуска в основной проект «Шевроле-Нива» было внесено 2 тысячи инженерных изменений!В базовую комплектацию «Шевроле-Нивы» были добавлены многие опции, например, антиблокировочная система тормозов (АБС), подушки безопасности, современные пакеты шумоизоляции, система «ЭРА-ГЛОНАСС».

«Красные шапочки», и «Руки вверх!»

После презентации участники выездного заседания Стратегического совета журнала «ГОРОД» отправились на экскурсию в цех сборки. Там они узнали много любопытного, например, как важно подобрать сборщиков по росту (!) для тех или иных операций: на установку бамперов и молдингов ставят невысоких сборщиц, а на более «высотные» операции выбирают рослых парней. 

В цехе сборки интернационального внедорожника две сборочные линии Trim-1 и Trim-2. Острословы первую из них прозвали «линией красных шапочек», поскольку там все работают в оранжевых касках. А вторую линию – «Руки вверх!», так как многие операции, иначе как подняв руки вверх, там не выполнишь!

Дилетанту со стороны кажется издевательством то, сколько всяческих испытаний выпадает на долю нового автомобиля. Но иначе никак: без испытаний невозможно обеспечить качество и безопасность «новорожденного»!

Например, в специальной камере на только что собранный автомобиль в течение нескольких минут выливают две тонны (!) воды под давлением, а потом ищут протечки. По словам нашего гида, когда она впервые как контролер-испытатель оказалась в машине под этим «тропическим» ливнем, было ой как жутко!

После того как автомобиль сошел с конвейера, он попадает в зону контроля. Десятки параметров исследуются по каждой машине и чуть что – сразу на доработку.  

После экскурсии мы попросили «стратегов» журнала поделиться впечатлениями.

Светлана Шамшина, председатель Стратегического совета, управляющий ККО «Тольяттинский» ПАО АКБ «АВАНГАРД»:

— Давно я уже не испытывала такого чувства гордости за наших российских изобретателей! И чувство уважения к тем, кто так достойно и красиво творит (именно творит!) эти замечательные автомобили. Жаль, конечно, что потеряли бренд «Нива», но рабочие места в Тольятти — это, согласитесь, немало. И какая школа для молодежи!

Евгений Нечпал, главный энергетик ТЦ «Арбуз»:

— Мне кажется, «ДжиЭм» создало уникальную систему контроля качества, не случайно здесь после сборки шесть лет хранятся данные на каждый автомобиль, и это ценно! Технология сборки «Шевроле-Нивы» отточена досконально , как сборка автомата Калашникова. 

Светлана Лященко, директор ГКУ СО «Тольяттинский социальный приют «Дельфин»:

— Главное, что удивило в цехе сборки, это люди с одухотворенными, интеллигентными лицами. Словно побывали в другом городе. Также мы были приятно удивлены средней заработной платой (от 22 тысяч базовая плюс премиальные) и соцпакетом для работников GM-АВТОВАЗа. Считаю, что «Шевроле-Нива» хороша для эксплуатации в сельской местности или экстремального туризма. У меня много друзей и знакомых, которые приобрели такой автомобиль для проведения досуга. 

…И какой же она национальности?

А вот это вопрос «на засыпку», поскольку «Шнива» по национальности только вначале была российско-американской. Сейчас ее можно было бы назвать российско-французской. Однако никто из простых смертных не знает точно, как в зарубежье распределяется пакет акций ПАО «АВТОВАЗ» (помните, как недавно миноритарные акционеры АВТОВАЗа получили письма, где им предлагался принудительный выкуп акций компанией Alliance Rostec Auto B.V., а это оказалось совместное предприятие Renault и «Ростеха», зарегистрированное в Нидерландах). 

И еще одна версия национальности «Шевроле Нивы»: к ней добавилась примесь казахской «крови», поскольку на предприятии «СарыаркаАвтоПром» в городе Костанай с 2017 года идет серийное производство автомобилей Chevrolet NIVA из машинокомплектов, поставляемых из Тольятти.

Казахстан является одним из наиболее значимых экспортных рынков для ЗАО «ДжиЭм-АВТОВАЗ». 

Вот и гадайте, какой же национальности «Шнива»? Гражданка мира! 

 

 

 

Читайте также:

Весна в «Августе»

Как завод кондиционеров уходит от «чистой» сборки

10.08.2019 14:59:43 37
Читать полностью...

Владимир Анисимкин: «Радио-инструмент, бьющий точно в цель!»

История каждого человека – это история случайностей или история любви.

10.08.2019 15:24:40 34
Читать полностью...

Как «Нива» стала «Шнивой»

Тандем русского и зарубежного ноу хау

11.08.2019 20:41:28 35
Читать полностью...

КОД ПОКОЛЕНИЯ

Радость дарящая

11.08.2019 21:29:17 31
Читать полностью...

 АРХИВ ЖУРНАЛОВ