ЕДИНОВЕРЦЫ

14.10.2021 14:12

#ДЕЛО

В АО «Центральная СТО» - особый гость. И такая же особенная, теплая и живая, атмосфера встречи. Председателю Совета ветеранов Волжского автомобильного завода Юрию Целикову, в народе - Кузьмичу, и генеральному директору АО «Центральная СТО» Дмитрию Ботаеву есть о чем поговорить.

Он был всюду

- Дмитрий Викторович, когда вы познакомились с Кузьмичем, который уже давно стал в Тольятти таким же авторитетным брендом, как сама «LADA»?

 -В своё время я работал в управлении техобслуживания и  был тогда ещё молодым специалистом, который постигал  азы профессии, азы управления. А Юрий Кузьмич Целиков в то  время уже «преподавал» на всех этажах этой «академии». Он был всюду: или что-то рассказывал людям на местах, или очередь желающих получить совет или ответ на какой-то важный вопрос стояла к его кабинету. А когда в руки к нам попадали его эпиграммы, его  произведения искусства, обличенные  в книжный переплет, то все  ненадолго  исчезали. Потому что изучали новую книгу Целикова. А потом приходили обсуждать.  Я тогда впервые прочитал о руководстве АвтоВАЗа в такой юмористической и  остроумной форме.. Оказывается, об этих людях можно было говорить и так.

 Так что  история наших взаимоотношений в части моей учёбы у Юрия Кузьмича очень давняя. Не знаю,  есть ли  такая же практика взаимодействия поколений, умудренных жизненным опытом с поколениями,  приходящими на смену, сегодня. Формы нашего взаимодействия со временем меняются. Появилось больше электронного документооборота, меньше становится встреч с людьми глаза в глаза. Наверное, это веление времени, но исходя из собственного  жизненного опыта, я считаю, что это неправильно. Никакие электронные письма  никогда не заменят личного общения.

-  Дмитрий Викторович, сегодня вы с Юрием Кузьмичем единодушно выбрали фоном портрет первого генерального ВАЗа Виктора Полякова для своего совместного портрета. Значит, вас объединяет не только  сам завод,  но и его самые большие человеческие величины, люди, которые создавали историю этого предприятия с нуля.

- Люди всегда помнят своих родителей. И человек, портрет которого у меня в рабочем кабинете, занимает свое почетное место, -  один из главных создателей, «родителей»  ВАЗа.

Без пустой болтовни

-А вы, Юрий Кузьмич, были знакомы с Поляковым лично.

- Лично и давно. Почти с первых дней моей работы на заводе. По документам я был оформлен на ВАЗе с 14 января 1972 года.  А  с Поляковым  познакомился, когда стал ходить к нему на  Центральную пусковую комиссию, когда завод ещё только строился, а я перешёл со сборочно-кузовного производства в Управление организации запчастей под начало Александра Григорьевича  Зибарева. Он   мне и сказал один раз в неделю ходить на комиссию и докладывать Полякову о ходе строительства Центра запчастей. Но предупредил, что доклад должен быть не больше двух минут. Я тогда попросил, чтобы  в  мой первый  визит на комиссию к Виктору Николаевичу Полякову я  мог бы просто посмотреть и ничего не говорить, ни о чем не докладывать.  Потому что и в школе, и в институте я очень сильно заикался. Позднее  создал свою методику и  избавился от заикания. Могу говорить  хоть в ООН. Правда, на русском языке. Так и договорились. Поляков  на меня тогда довольно ехидно посмотрел,  но с докладом не поднял. А я увидел все, что хотел.  Что он запрещает говорить по бумажке. И  это для меня было самым главным, потому что по бумажке  я заикался бы сильнее. Говорил он сам коротко и ясно, и взаимно требовал такой же краткости и определённости в ответах. А вообще был очень  коммуникабельным и удивительно  простым человеком. И одновременно очень строгим.

          

Семейный вопрос

-Юрий Кузьмич, почему   вы с таким удовольствием приехали сегодня на эту встречу к Дмитрию Батаеву?

-Ну, это вопрос почти семейный. Потому что во времена,  когда на заводе было очень сложное положение и там четыре   месяца не платили зарплату,  когда Владимир Васильевич Каданников  уже  ушёл в правительство и Волжский автомобильный   испытывал колоссальные затруднения в плане финансовой состоятельности,  появилось предложение продавать всем заводчанам автомобили  по программе «50 на 50». Это означало, что 50% вазовец платит в кассу, а остальное вычитают из его зарплаты в течение двух лет. В то время  некоторые руководители приняли это негативно. А я в то время уже работал директором АвтоВАЗцентра и  всем своим работникам предложил покупать машины по этой схеме. Но чтобы ее проверить в деле, мы решили обкатать этот процесс на ком-то из добровольцев-первопроходцев  - двух молодых специалистов.  Знаете,  есть у летчиков  такие понятия, как ведомый и ведущий. Ведущим в этой паре оказался  Ботаев. Я  сразу понял, что это человек, излучающий энергию. Энергетика – то, что  всегда чувствуется и заряжает. Мало того, что Дмитрий Викторович - человек энергетически заряженный,   он ещё и очень грамотный специалист.  Ведь АвтоВАЗ-техобслуживание -   отличная школа, и он  её успешно окончил. А  тогда   стал первым покупателем по  программе «50 на 50», и заводу эта система принесла колоссальную пользу.

 -Дмитрий Викторович, вы выдвинули Юрия Кузьмича на премию журнала «Город». Почему? Что связывает вас с Юрием Кузьмичом?

- Только одно - моя позиция ученика по отношению к уважаемому учителю. Как бы всё в нашей  жизни ни происходило, надо помнить, как ты дошёл до каких-то позиций,  благодаря кому ты сделал шаг до каких-то высот. Юрий Кузьмич прав - завод воспитал много классных, сильных, ярких управленцев, которые к тому времени еще  не имели  опыта создания такого гиганта, как ВАЗ, но благодаря их уму и таланту смогли сделать это для страны.  И среди десятков тысяч человек оказались  единицы тех, кто запомнился, кто остался на устах у многих поколений заводчан и горожан. Это здорово. Потому что «ведущие» на самом деле должны быть не только в авиации.

Юрий Кузьмич, спасибо, что помните тот случай с покупкой автомобиля. Там был один  забавный  нюанс. Юрий Кузьмич сказал мне тогда: "Только обязательно  до конца года ты должен отчитаться, что авто стоит на учете в ГАИ". Шел  последний день декабря. И ГАИ работала  три-четыре часа, так что успеть было не просто.  И вот, наконец, я звоню  и докладываю -  задача выполнена, машина стоит на учете. И  со спокойной душой еду встречать Новый год. Конечно, это был особый Новый Год для меня, потому что  молодой специалист мог купить совершенно новый автомобиль. И это было общее достижение,  что завод в сложные времена  принял такую продуктивную программу.

Можно долго говорить, почему я выдвигаю на премию журнала Юрия  Кузьмича, но хвалить его за все  заслуги невозможно, потому что невозможно их все перечислить. Юрий Целиков - это легенда АвтоВАЗа. Легенда  без преувеличения.  Иной раз я еду с работы и говорю себе, что  не успел сделать то и это, и скорее всего, не успею сделать это и завтра. А у этого человека  хватает времени и на общественную деятельность, и  на создание книг и эпиграмм,  которые сначала же надо вытащить из мира и потом положить на бумагу в рифме. Это большой талант.

Команда, без которой…

 -Дмитрий Викторович, команда Ботаева - кто эти люди?

-А можно я  Юрию Кузьмичу такой же вопрос задам? Есть у вас команда Целикова? Видите, даже  он задумался, потому что мгновенного  и четкого ответа даже у Юрия Кузьмича нет. Мне кажется,  «команда Ботаева» - это что-то из мании величия. Мы  сами являемся представителями нескольких  команд. Есть команда АО «Центральная СТО»

Я  вот совсем недавно узнал, что Юрий Кузьмич часто приходил играть в теннис,  выигрывал у очень  больших мастеров,  которые приходили на корт совсем другой походкой, и так же незаметно переодевался и уходил после своей победы домой.

-Только я, Дмитрий Викторович,  играл не в большой, а в настольный теннис. Владимир Каданников тоже настольный любил. Я даже возглавлял Федерацию настольного тенниса в Тольятти и провел три мощных турнира.

-Дмитрий Викторович, а вы в настольный тоже  играете?

-Играю.

-И с Целиковым играли?

-Зачем мне такой позор проигрыша? Юрий Кузьмич все равно выиграет.

- Осторожничает ваш ученик, Юрий Кузьмич?

-  Ботаев  - играющий тренер команды АО «Центральная СТО».

- Тогда вы как тренер расскажите, Дмитрий Викторович, как строили эту команду вы?

 -В своё время, когда я по президентской программе учился в ТАУ - Тольяттинской академии управления - Игорь Богданов на одной из своих лекций уделил большое внимание ЛПР.

-А что это такое?

 -Лицо, принимающее управление. На наших коллективных оперативках  докладывает каждый. Докладывают тоже без блокнотов и бумажек. В открытом и прозрачном режиме, чтобы все были взаимозаменяемы и  находились в открытой позиции друг перед другом. А если в команде будет взаимопонимание и работа на результат, этот результат будет достигнут.

-Согласны с молодым тренером, Юрий Кузьмич?

- Согласен. Я  одобрил появление этого директора здесь, как только об этом узнал. Потому что  до него тут тоже работали хорошие специалисты. Но они были  не так нацелены на светлое будущее, как Ботаев. Они занимались  текучкой в режиме выживания.  А Ботаев пошёл в отрыв от рутинной работы.  И я вам честно  скажу, то, что мы видим здесь сегодня, в  АО «Центральная СТО» – это очень по-поляковски. Ботаев показал себя с лучшей стороны своему молодому коллективу. Он - человек с изюминкой. Так что факт его успеха «на лице». А лицо у АО «Центральная СТО» сегодня  очень серьёзное, благородное и привлекательное.

- Достойное лицо, Дмитрий Викторович.

-  Я горжусь, я уважаю всех своих сотрудников. Все на своих местах.

- У меня тоже еще один  вопрос к Ботаеву.

-Какой, Юрий Кузьмич?

- Вы надеетесь, что бренды ВАЗ и «Нива» будут жить долго?

- Надеюсь.  Как и вся страна. Я  не имею права не надеяться. Это наши бренды. Да, сейчас они достигли мирового качества. «Весты» покупают во всей Европе.  «Ниву» тоже ждут люди, у неё есть свой потребитель. Чем больше эти  бренды будут жить как продукт Волжского автомобильного завода, тем мы будем более счастливы.

-Как вам такой ответ, Юрий Кузьмич?

 -Вот в этом мы с Дмитрием Викторовичем не  просто единомышленники,  даже единоверцы. У меня есть  желание  приехать и посмотреть, что будет с этой замечательной станцией техобслуживания через 10 лет. Мне в этом году исполняется 80 лет. Я дитя войны. А  права водителя мне продлили до 2028 года. И я надеюсь что через 10 лет на автомобиле  приеду посмотреть на одну из лучших СТО.

- Приезжайте, Юрий Кузьмич. Мы все вам расскажем и покажем. Очень важно, чтобы мы помнили своих ветеранах, чтобы сохраняли ту же трудоспособность и  оптимизм, которые есть у них.  Потому что самое главное  - идти вперёд. Это наш боевой настрой. И это созидание.


 АРХИВ ЖУРНАЛОВ

Читайте также:

Высота Игоря и Веры Зайцевых...
10.08.2019 14:07
Весна в «Августе»...
10.08.2019 14:59
Crossовер – красавчик и трудяга...
10.08.2019 15:08
Владимир Анисимкин: «Радио-инструмент, бьющий точ...
10.08.2019 15:24
Как «Нива» стала «Шнивой»...
11.08.2019 20:41
КОД ПОКОЛЕНИЯ...
11.08.2019 21:29
Провайдер и блогер: их объединяет цифра...
11.08.2019 21:54
Аскеза с ягодкой на торте ...
11.08.2019 22:15
Люди города-2019 ...
12.08.2019 09:09
Люди ГОРОДа – 2019...
12.08.2019 09:14

Количество просмотров: 313